Пятница
29.03.2024
09:40
Форма входа
Категории раздела
История [3]
Философия и Филология [0]
Богословие [0]
Поиск

САКРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ В АНТИЧНОСТИ (исследовательский центр)

САКРАЛЬНОЕ И ВЛАСТЬ В АНТИЧНОСТИ (электронный журнал)

Главная » Материалы » Выпуск - №2. - 2012 » История

Нефедов К. Ю. (Харьков) Культ Перисада І на Боспоре: попытка исторической реконструкции

Статья опубликованна в электронном журнале:

Сакральное и власть в Античности. - 2012. № 2. http://antika-vlast.at.ua/publ


Всю статью можно скачать по ссылке


 

Нефедов К.Ю.

(Харьков)

Культ Перисада І на Боспоре: попытка исторической реконструкции

 

         Культ боспорского правителя Перисада І  на протяжении многих лет остается загадкой для исследователей. Единственный источник, свидетельствующий о существовании этого культа – «География» Страбона – не проясняет обстоятельств его возникновения, равно как и умалчивает о характере культового почитания Спартокида. Поэтому едва ли не все, что написано об обожествлении Перисада на сегодняшний день – не более чем догадки, основанные на общих представлениях исследователей о правлении ранних Спартокидов и исторических параллелях из других частей античного мира.  Весьма туманным остается вопрос о происхождении этого культа, а именно о том, какие причины побудили боспорян почтить Перисада подобно богам, и какие представления или традиции лежали в основе этого почитания. Окончательно не ясно, каково было значение этого культа для власти и политики Спартокидов, сыграл ли он какую-то роль в развитии боспорской государственности, и наконец, какую историческую оценку мы должны дать ему в контексте общего процесса становления культа правителя в античном мире. В предшествующих работах я уже пытался дать ответы на некоторые из поставленных вопросов. Теперь настало время рассмотреть проблему культа Перисада более подробно, дополнив и обобщив сделанные ранее выводы.    

Для начала обратимся к упомянутому свидетельству Страбона. Он говорит об «обожествлении» Перисада  в контексте общей оценки правления ранних Спартокидов: «Город [Пантикапей] долгое время управлялся властителями из среды Левкона, Сатира и Перисада, также и все окрестные поселения вокруг устья Меотиды, до передачи Перисадом власти Митридату. Они назывались тиранами, хотя в большинстве своем были достойными, начиная от Перисада и Левкона. Перисад был даже признан богом»

В этом фрагменте, таким образом, не говорится непосредственно об учреждении культа боспорского правителя. Страбон упоминает только о том, что его «признали богом». Отсюда некоторые исследователи делают вывод, что Перисад действительно был причислен к пантеону боспорских божеств. Это, однако, представляется более чем сомнительным. Для эпохи Перисада, который скончался в 310 г. до н.э., провозглашение человека божеством было отнюдь не обычным делом. В аллегорическом смысле людей, конечно, именовали богами и задолго до этого. Однако официальное наименование правителя божеством впервые встречается только в афинском гимне в честь Деметрия Полиоркета, который датируется 291-290 гг. до н.э. В государственном же культе «богами» впервые начинают называть только Птолемеев не ранее конца 80-х гг. III в. до н.э. Вместе с тем, хорошо известно, что богоравные почести некоторые люди в греческом мире получали и гораздо ранее. Эти почести не превращали человека в божество, а воспринимались лишь как высшая степень почета. Поэтому гораздо более вероятно, что Перисада не провозгласили божеством в прямом смысле слова, а только лишь воздали ему богоравные почести. Иногда подобные акты чествования, конечно, могли трактовать как обожествление, как это делал, например, спартанский царь Агесилай еще в начале IV в. до н.э., или афинские ораторы непосредственно в годы жизни Перисада. Но эти трактовки имели негативный характер и были призваны представить культ правителя как проявление богохульства. В эпоху же Страбона выражение «провозгласить божеством» потеряло негативную окраску и прочно вошло в лексикон культа римских императоров. Поэтому географ, очевидно, просто описал чествование Перисада в терминологии своего времени, – ведь он, как показала Л.И. Грацианская, писал указанный фрагмент по памяти, а не переписывая непосредственно из своего боспорского источника.

Таким образом, мы должны вести речь не об обожествлении Перисада, а о воздаянии ему богоравных почестей. Использование Страбоном страдательного залога не оставляет сомнений в том, что официальным учредителем культа Перисада был не сам династ, как это иногда полагают, а его подданные. В представлении Страбона они почтили Перисада за его достоинство, позволяющее не ставить его в один ряд с тиранами в прямом смысле этого слова. То есть, будучи достойным правителем, Перисад как бы превращался из тирана в истинного царя, а обожествление, о котором говориться в сообщении, подтверждало этот факт. Подобные представления о монархической власти и связанном с ней царском культе весьма характерны для раннеэллинистической эпохи. Как в философских и публицистических сочинениях, так и в официальных документах того времени истинный царь предстает в образе достойного, справедливого, добродетельного правителя, благодетеля и «пастыря» народ. И за эти же качества, подтверждённые конкретными благодеяниями, греческие полисы чествовали богоравными почестями диадохов

Все это говорит о том, что культ Перисада по своему характеру был весьма близок к эллинистическому культу правителя. Во всяком случае, именно таким его увидел Страбон в тексте боспорского источника. Поэтому нет оснований говорить о какой-то особой боспорской специфике этого культа: он вполне укладывался в общегреческие представления о чествовании монарха. Возникает естественный вопрос ­– мог ли такой культ возникнуть на Боспоре без влияния извне, путем естественного внутреннего развития? Некоторые исследователи полагают, что это вполне возможно, усматривая в возникновении культа Перисада следствие протоэллинитистического характера боспорской государственности: здесь, якобы, еще в доэллинистическую эпоху сложились условия, подобные тем, что существовали в монархиях диадохов, и поэтому уже тогда возник такой характерный для эллинизма институт, как царский культ. Такое предположение первым высказал еще М.А. Ростовцев. Он провел параллель между возникновением культа Перисада и почитанием тирана Дионисия Младшего в другом «протоэллинистическом» регионе античного мира – на Сицилии.

Особенно же убежденно отстаивает подобную точку зрения В.П. Яйленко. По его мнению, Боспор в области культа правителя, как и во многом другом, опередил  иные районы античного мира. Культ Спартокидов зародился здесь еще в середине  IV в. до н.э. под влиянием местных («иранских») традиций сакрализации власти. Основанием для подобного вывода послужило граффити середины III в. до н.э. из нимфейского святилища Афродиты, на котором, по мнению В.П. Яйленко, упомянута жрица культа царей III в. до н.э. Перисада III и Сатира. Существование такой жрицы, сообщение Страбона об обожествлении Перисада I, а также ряд других косвенных данных позволяют ученому утверждать, что на Боспоре достаточно длительный период отправлялся династический царский культ, тесно связанный с почитанием Афродиты Урании Апатуры (тождественной иранской Анахите),  которая якобы была покровительницей династии Спартокидов. Посвящения, сделанные Афродите, представителями боспорской элиты, по словам В.П. Яйленко, тоже должны быть причислены к памятникам царского культа, и поскольку самое ранее из них относиться к эпохе Левкона, с этого же момента следует начинать и историю этого культа...

Всю статью можно скачать по ссылке





Источник: http://antika-vlast.at.ua/nefedov-perisad.pdf
Категория: История | Добавил: Ясон (27.03.2012)
Просмотров: 1749 | Теги: Боспор, Перисад, власть, Нефедов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]